Маскароны - каменные лики Владивостока

3 октября 2013

В статье рассмотрена интересная лепная архитектурная деталь города Владивостока - маскарон. Дана краткая характеристика встречающихся разновидностей этих элементов с указанием места их размещения в городской среде. Изложенный материал может служить основой для обогащения наших представлений о довольно высокохудожественной архитектурной среде Владивостока, визуальные представления которой могут быть использованы для презентации города в рекламной продукции.

Маскароны - каменные лики Владивостока

Обертас Ольга Георгиевна
к.т.н., кафедра Дизайна  ВГУЭС

     Владивосток достиг 150-летнего рубежа. Для города – это мало, для человеческой жизни  довольно много. Город, в основном, сформировавшийся на рубеже веков, в период подъёма экономики, быстро заселяемый деятельными и удачливыми людьми, обогащается привлекательными и  респектабельными зданиями. Это убеждает в том, что первые деловые люди города связывали свою деятельность с длительным, а может быть и постоянным пребыванием во Владивостоке. Возникает стремление вести бизнес и соответственно обустроить своё пребывание в городе на европейский манер.

         На судах, прибывающих во Владивосток из Германии, Англии (а именно они превалировали в общем количестве судов), в город поступала многочисленная информация  о новых архитектурных веяниях в Западной Европе /1/. Именно в период интенсивного строительства во Владивостоке в Европе прочно занял в архитектуре стиль модерн. И если город рассматривать как текст истории, то этот архитектурный текст в настоящее время представляет  интереснейшие городские страницы.

         Заказчики - владивостокские предприниматели не скупились строить модно и дорого. В этих целях приглашались западные архитекторы, привозились добротные строительные и отделочные материалы.

         На какое-то время далёкий российский порт становится отражением новомодного в Европе направления в архитектуре – модерн. Новизна, изысканность, комфорт и роскошь возводимых зданий были призваны убедить партнёров в прочности их финансового положения.

         На рубеже ХХ-ХХI веков для рядового заказчика самым узнаваемым элементом новомодного стиля была архитектурная деталь. Именно декоративные элементы зданий чаще всего отражали впечатление авторов от знакомства с европейскими образцами. Идея красоты рассматривалась как экстракт содержания модерна.

         В ярких образцах модерна декоративная лепка (архитектурный орнамент) стали играть принципиально иную роль по сравнению с эклектикой. Лепнина превратилась в неотъемлемую  часть архитектурной композиции. Одним из характерных элементов архитектурного декора становится маскарон.

         Маскарон – рельефная скульптурная деталь,   выполненная в  виде стилизованного изображения человеческого лица или головы животного. В системе разных стилей лепной скульптурный декор занимает неодинаковое по своему значению место. Относительно большое – в барокко и в архитектуре 1870-90-х годов,  может быть, меньшее - в модерне. Но тем не менее, лепной декор, казалось бы самая подвижная, некапитальная, подверженная моде  часть архитектурного сооружения, парадоксально оказывается  наиболее стабильным и консервативным /2/.

Во Владивостоке в настоящее время насчитывается 19 зданий, имеющих декор в виде маскаронов 27-и разновидностей. Учитывая, что маскароны составляют архитектурный декор здания, композиционно подчёркивая  и организуя отдельные его части, следовательно, повторяясь неоднократно, их общее количество на сегодняшний день составляет около 150 единиц. Некоторые из них уже утрачены, иные исчезают вместе с происходящим разрушением  старых зданий  (Светланская 113, 119), а вместе с тем, эти каменные лики делают архитектуру города  человечной, психологически привлекательной. 

 Они вызывают желание созерцать, сопереживать, размышлять, как бы приглашая к общению. В такой среде не так остро ощущается одиночество в каменных джунглях города.

Декор в модерне становится неотъемлемой частью композиции фасада. Органическая слитность масс и плоскостей здания со скульптурным декором порождает отношение к зданию как к живому, развивающемуся организму.

Наибольшее количество маскаронов представлено девичьими изображениями. Как бы перекликаясь с Серебряным веком, где господствовали идеи символизма (мысли о Прекрасной даме), в период модерна массово появляются изображения женских лиц. Эти изображения уже не статичны. Многие из них отмечены разнообразным выражением лица: ироничным, снисходительным, печальным  (рисунки 1 – 3).  Помещённые на фасад здания, они оживляют городскую среду, привнося в неё настроение и одухотворённость. Они носители смысла, обращённого к человечеству, смысла мира, сотворённого Господом для своих  созданий. Символ не в них самих, а в том, на что они указывают. Символ – это тайна и откровения одновременно /4/.

         На рисунке 1 изображение девичьего лика на доходном доме предпринимателя А.Б.Филипченко. На рисунке 2 изображение женского лица в ореоле роскошных волос на пинаклях доходного дома предпринимателя А.К.Вальдена. Голова окружена обильным растительным орнаментом, заканчивающимся гроздьями ягод. Пряди волос, змееподобно струящиеся вниз, как бы подчёркивают устремленность взгляда на проходящих и ничтожно суетящихся внизу горожан.

         На рисунке 3 приведены маскароны, помещённые в интерьерах: слева – трагические женские лики смотрят с простенков между балконами зрительного зала бывшего «Нового театра». Змеевидные ленты, струящиеся вниз, слепые глаза, полуоткрытый рот – каноническая «маска смерти». Её изображение вносит чувство тревоги в этот уютный зал. Справа – маскароны, размещённые над арочными проёмами в интерьерах здания, построенного торгово-промышленной компанией «Торговый Дом Кунст и Альберс» для своих служащих. Женские маски выступают как архитектурный эквивалент свойственного символизму понятия вечной женственности, вечно возрождающейся и неиссякаемой жизни

Лев – символ мужества, храбрости, власти. Размещался на общественных и жилых зданиях, придавая им респектабельность и градостроительную значимость. Маскароны, представляющие изображения львов во Владивостоке, можно увидеть на зданиях доходных домов (Светланская 14, Комарова 21, Фокина 24), здания бывшего управления Владивостокского порта (Светланская 72), здания  Владивостокского телеграфа (Океанский проспект 24) и здания Японского консульства (Океанский проспект 7). Льва с открытой пастью, ощетинившейся гривой и высунутым языком называют  «впавшим в ярость». О льве говорят – «он может смотреть на солнце не мигая». Эти каменные  львы взирают на современных обитателей города уже второе столетие, как бы охраняя историю создания и существования самих домов.

         Львиные маски  - излюбленный декор венского сецессиона. Глубинно-психологическая версия символа льва рассматривает его как существо большой,  но сдерживаемой  энергии, спокойно  и  без  усилий господствующее, неудержимое в нападении и неуклонно побеждающее в  борьбе.

         Маска  льва в медальоне бывшего Японского консульства в точности воспроизводит изображение льва  в греческом декоре. Фланкирующие медальон факелы, перевитые лентами и связанные  лавровым  венком, восходят к эмблематике Древнего Рима.

         Часто скульптурный декор принимает на себя роль, ранее безраздельно принадлежащую ордерным архитектурным формам. Маскароны, размещаемые в оконных перемычках, подчёркивают роль замка, обеспечивающего надёжность конструкции.

         На рисунке 4 слева изображёна маска льва на замковых камнях проёмов первого этажа дома, расположенного по улице Комарова 21, справа –львы на пилястрах телеграфа (Океанский проспект 24). На рисунке 5 приведена маска льва на здании бывшего  Японского консульства (Океанский проспект 7).

         Владивосток исторически складывался  как город в равной степени европейский, русский и азиатский с соответствующими связями. В связи с этим в архитектурном лепном декоре города встречаются и восточные мотивы – это изображения великолепно декорированных восточных драконов. Образ дракона распространён во многих культурах мира. В китайской мифологии дракон являлся символом императора: императорский трон – трон дракона, лицо императора называется ликом дракона. В целом он выступает как олицетворение силы и величия. Китайский дракон – лунь изображался с рогами, когтями и чешуёй, с рядом острых шипов на хребте. Он обладает характеристиками божества и является одним из четырёх магических животных. В представлениях древних китайцев дракон связывается с благодетельным дождём. «Земля соединяется с драконом» - так обычно говорят о дожде.

В перечень маскаронов Владивостока входят и изображения театральных масок на доме  А.Д.Старцева, расположенного по улице Светланская 69 и на доме бывшего Японского консульства по Океанскому проспекту 7.

         В настоящее время автором пока не установлено авторство этих прекрасных образцов лепного декора. Как пишет А.А.Хисамутдинов /5/ «время стёрло многие подробности прежней жизни…Газета «Дальний Восток» в начале 1901года сообщала читателям, что скоро дома в городе будут украшаться деталями, сделанными на бетонно-лепном заводе  А.С.Лусаковского». Возможно, с именем этого человека связано изготовление маскаронов, отмеченных весьма высоким художественным качеством и долговечностью, позволившим им пережить не одно поколение горожан. Похоже, что многие маскароны изготавливались по высокохудожественным оригиналам. Хотя некоторые женские лики носят весьма реалистические черты, что может быть связано с практикой безвестных мастеров-ремесленников, изготавливающих лепной декор под заказ.

         В современной архитектуре искусство украшать здания орнаментами и лепным декором практически отсутствует. При этом утрачивается эмоционально-созерцательное восприятие городской среды. Она не приглашает к общению, лишается визуальной привлекательности, основы для созерцания и размышлений, переходя в категорию функциональной необходимости общего городского фона. А вместе с тем, зрительная фиксация различных маскаронов на фасадах зданий делает архитектуру этих зданий города узнаваемой, знаковой, а их графическое изображение и фотографии создают особый колорит самого восточного европейского российского порта. Собранный материал может успешно использоваться для создания рекламной продукции Владивостока, осуществляя продвижение в визуальном поле привлекательных архитектурных элементов – лепного декора зданий Владивостока.

          Публикация иллюстрирована графическими работами студентов-графиков Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса (Т.Гаврюшковой,  К. Баталова,  Д.Жуковой,  А.Слонь, К.Правосудова).

Литература

  1. Владивосток (Сборник исторических документов 1860 -1907гг.). Владивосток: Приморское книжное издательство, 1960 – 41-43.  
  2. Наряд московских фасадов. Фотоальбом А.Колмовского.- М.:Московский рабочий, 1987 – 280с.
  3. Нащёкина М., Ткаченко С. Особняк  И.М.Миндовского. посольство Новой Зеландии. – М.: Издательство  «Жираф», 2003,  96с.
  4. Нащёкина М. Московский модерн. – М.: Издательство  «Жираф», 2003- 560с.
  5. Хисамутдинов  А.А. Из Владивостокской старины. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2001. – 220с.

Авторы публикации