Благоустройство городской среды (на примере покрытий зданий). Improvement of the urban environment (for example, the roofs of buildings)

30 декабря 2013

Выбрав в качестве опытной площадки крыши университетского кампуса, студенты опробовали разные дизайнерские решения по созданию более привлекательного вида кровель. Самыми эффективными оказались озеленение и использование крыш в качестве рекламных площадок

Благоустройство городской среды  (на примере покрытий зданий). Improvement of the urban environment  (for example, the roofs of buildings)

Чернявина Лариса Андреевна (Chernyavina Larisa Andreevna) - Доцент кафедры «Дизайна», преподаватель кафедры «Дизайна» Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса, Дизайн 072500

Тимофеенко Елена Константиновна (Timofeenko Elena Konstantinovna) - Студент Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса, Института  Сервиса Моды и Дизайна, Дизайн 072500

Чаплинская Мария Витальевна (Chaplinskay Maria Vitalevna) - Студент Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса, Института  Сервиса Моды и Дизайна, Дизайн 072500

Рассматривается особо актуальная для современного общества проблема воздействия городской архитектурной среды на психическое здоровье человека. Типовые архитектурные решения, унылая однообразная застройка – печальная константа нашего времени и причина психологического дискомфорта жителей мегаполисов. Во Владивостоке, городе со сложным рельефом, внешний облик  формируют не только стены зданий, но и крыши. И если стены города в последнее время взяли под свой контроль городские художники-граффитисты, стараясь придать им более интересный вид, то крышами пока никто не занимался. Студентами ВГУЭС проведен социологический опрос в котором респондентами стали 200 жителей города Владивостока,  из них 76% пожаловались на однообразный вид из окон. Выбрав в качестве опытной площадки крыши университетского кампуса, студенты опробовали разные дизайнерские решения по созданию более привлекательного вида кровель. Самыми эффективными оказались озеленение и использование крыш в качестве рекламных площадок.

Considered particularly relevant to the problem of modern society the impact of urban architectural environment on mental health. Typical architectural solutions, a dull monotonous building are sad constant of our time and cause psychological discomfort residents of big cities In Vladivostok, a city with a complicated relief appearance formed not only by the walls of buildings, but also the roof. And if the walls of the city recently were taken under control of the city artists, and they try to make them more creative, roofs while no one was doing. The students of the Vladivostok state university of economics and service interviewed 200 inhabitants of the city, and 76% of them complained about the monotonous view from the windows. Choosing as a pilot area of the roof of the campus, the students tried a different design decisions on the creation of a more attractive appearance roofs. The most effective were the planting and use of roof as advertising platforms.

В нашей стране мало внимания уделяется плоскостям крыш – огромному незадействованному пространству, которое с точки зрения эргономики и видеоэкологии оказывает отрицательное воздействие на психологическое состояние людей. Большие однообразные кровли создают гомогенные (homos - одинаковые) поля, которые вызывают дискомфорт для зрительного восприятия. Если для эксплуатируемых кровель существует ряд проектов их использования, одно из них озеленение, то неэксплуатируемые ждут своей очереди. В данной статье предлагаются варианты оформления кровель на примере крыш кампуса Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса, с акцентом на проблему использования неэксплуатируемых кровель в качестве рекламы.

ВГУЭС представляет собой огромный комплекс, включающий в себя корпуса самого университета, спорткомплекс «Чемпион», здания общежитий и гостиницу «Аванта», которые, как большинство зданий города располагаются на разных высотных отметках. Спорткомплекс и гостиница выше всех зданий кампуса, их посещает множество людей, не являющихся студентами университета. Именно поэтому решено уделить особое внимание нижележащим крышам университета в качестве рекламных площадок.

Примеры оформления эксплуатируемых крыш ВГУЭС

Крыша молодёжного центра (Рис. 1.). Эту крышу часто используют  студенты для различных репетиций, поэтому основную часть крыши предлагаем покрыть резиновой крошкой фирменных цветов ВГУЭС, а отдельные участки кровли, используемые в качестве мест для сиденья, отделать террасной доской. Некоторые части кровли рекомендуем декорировать рулонным газоном (Рис.2.).

Крыша Зимнего сада (Рис. 3.). Большим плюсом этой крыши является наличие выхода с кафедры дизайна. Основную часть крыши предлагается покрыть резиновой крошкой с рекламой кафедры дизайна, а также использовать террасную доску и газон (Рис. 4.). Возможна установка скамеек.    

ВГУЭС представляет собой единую композицию, выполненную в фирменных цветах университета. Для сравнения предлагаем два видовых кадра (Рис. 5)

Неэксплуатируемые крыши предлагаем использовать в качестве  рекламных площадок. Рекламную информацию выполняем с помощью резиновой крошки (Рис 6.)

Так как городские крыши, в основном, неэксплуатируемые, наиболее оптимальные вариант - использовать их в качестве рекламных площадок. Реклама может быть различной тематики:

  • для туристов - с различными символами Владивостока, наиболее популярные культурные, исторические и развлекательные места;
  • для жителей города - реклама государственных и общественных учреждений, всероссийских и городских праздников и т.п.

Это в основном стабильные мероприятия и события, реклама будет государственного значения, и долгое время останется актуальной, в отличие от рекламы частных фирм. Ниже приводим пример оформления крыши жилого здания района сопки Орлиное гнездо (Рис. 7.). Крыши оформлены в стилистике предстоящей олимпиады Сочи 2014, так как это очень знаменательное события для нашей страны (Рис. 8.).

Из ассортимента материалов, используемых для покрытия кровель, были выбраны следующие три, исходя из условий их экономичности, эргономичности, практичности в использовании, а также за их гидроизоляционные характеристики.

Материалы:

  1. Резиновое покрытие. Основным сырьем для изготовления резинового покрытия является резиновая крошка. Резиновые покрытия отличаются изностойкостью, прочностью, стойкостью к механическим повреждениям, колебаниям температур, атмосферным осадкам. Покрытия не выкрашиваются, не растрескиваются, травмо- и ударобезопасны, долговечны, нетоксичны, а также обладают противоскользящими свойствами. Резиновые покрытия абсолютно безопасны для людей и животных, а также для окружающей среды. Целостность покрытия можно также назвать одним из преимуществ резинового покрытия: нет стыков, о которые можно споткнуться и в которые постоянно забивалась бы пыль и грязь, не прорастает трава, используется в качестве гидроизоляции. Огромным плюсом этих покрытий является красивый внешний вид, благодаря широкой цветовой гамме и фактуре материала. Стоимость 600 рублей за м². 
  2. Террасная доска. Террасная доска из древесно-полимерного композита благодаря своим уникальным качествам: высоким показателям стойкости, прочности, влагоустойчивости; применяется для  настила террас, причалов, пристаней, настилов вокруг бассейнов и т.п., любых настилов на открытом воздухе, в том числе непосредственно у воды. Стоимость террасной доски 1450 рублей за м². Террасная доска широко используется на набережных города Владивостока.
  3. Рулонный газон. Основным преимуществом рулонного газона является: возможность озеленения в кратчайшие сроки, равномерность газона, устойчивость к засухе, является достаточно стойким к механическим повреждениям, полив газона осуществляется реже, чем в случае посевного газона, не требует постоянной подкормки, для укладки газона необходимо около 8-10 сантиметров плодородной почвы. Стоимость рулонного газона за 150 рублей за 1 м². На основе свойств выбранных материалов, была разработана система укладки газона с минимальными затратами, не требующая полной замены кровли.

Вышеуказанные материалы мы предлагаем при реконструкции и ремонте кровель. Кроме того, для вновь стоящихся зданий предлагается широко использовать цветную черепицу.

Заключение. В данной работе предложены варианты дизайнерского оформления крыш университета и предложения по городским кровлям.. Подобраны наиболее экономичные варианты для эксплуатируемых и неэксплуатируемых крыш. В перспективе эти разработки лягут в основу благоустройства городских крыш городов со сложным рельефом. Такие кровли создадут благоприятный психологический настрой горожан и значительно повысят статус города.

Подводя итог проделанной работы, можно предположить, что информация на кровлях в жилых районах об исторических событиях и особо важных этапах развития города и района вызовет интерес у детей и подростков и подтолкнет их к получению более обширных знаний в этой области. Информация об исторических и значимых местах города в районах с видовыми площадками и гостиницами подтолкнет приезжих к их посещению и оживит работу музеев и выставочных пространств.

Библиографический список:

  1. Http://www.vgasu.ru/science/journals/herald-volggasu/preparation-requirements/
  2. Правительство Москвы/ Москомархитектура/ Рекомендации по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных оснований / 2000
  3. Чернявина Л.А. Основы эргономики в дизайне среды: учебное пособие / Л.А. Чернявина. – Владивосток: ВГУЭС, 2009. – 245 с.
  4. Чернявина Л.А. Конструирование в дизайне среды: учебное пособие / Л.А. Чернявина. – Владивосток: ВГУЭС, 2009. – 240 с.
  5. Геогиевский О.В.  Техническое рисование и художественно-графическое оформление чертежей / О.В. Геогиевский, Л.В. Смирнова. – АСТ.: Астрель, 2005. – 63 с.
  6. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды: учебное пособие для вузов / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: Аритектура- С, 2005.-328 с.
  7. Энциклопедический словарь, психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика./ Сост. Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев. Под ред. Б. А. Душкова.-Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -462 с.
  8.  Соколова Т.А. Цвет в ландшафтном  дизайне. / Т.А. Соколова. – М.: Фитон+: 2007. – 128 с.
  9. Мартин К. Отделочные материалы. Энциклопедия. / К. Мартин. – Арт –Родник: 2007. – 343 с.
  10. Филин В. А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что – плохо. – М: МЦ «Видеоэкология», 1997

Авторы публикации

Персоны

Ключевые слова