По лицу и по тату читает человека доцент Института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС Людмила Мельникова

22 января 2018 Мода и дизайн

Как знание тайных кодов татуировок помогло раскрыть запутанное преступление, совершенное за тысячи километров от Владивостока, зачем люди делают тату, кому нужна физиогномика – об интересных и совершенно удивительных вещах, о которых не все знают, рассказала доцент Института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС, преподаватель профессиональной Школы индустрии моды и красоты, кандидат культурологии Людмила Мельникова.

- Людмила Алексеевна, как получилось, что вас, человека с ученой степенью, преподавателя университета, очаровательную женщину привлекли к расследованию резонансного убийства? Изысканная, эстетичная наука культурология на службе полиции – это кажется невероятным.

- Просто сотрудникам правоохранительных органов в одном из городов центральной полосы России, расследовавшим обстоятельства гибели человека с татуировками на теле, понадобился специалист, который мог бы расшифровать возможный тайный смысл этих знаков. Меня нашли через Интернет, по диссертации, посвященной татуировкам. Тема, конечно, увлекательная, актуальная – «Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности на материале исследования молодежных субкультур Владивостока», но вот уж не думала, что моя научная работа заинтересует полицию. Когда на электронную почту пришло письмо, подписанное майором юстиции, с просьбой помочь в расшифровке определенных татуировок, вначале подумала, что это какой-то розыгрыш. Оказалось, все по-настоящему.

СЫЩИКИ И НАУЧНЫЙ ПОВОРОТ

- Похоже, татуировки еще недостаточно изучены российской наукой?

- Да, это довольно редкая тема научного исследования. Научных работ, посвященных непосредственно татуировкам, немного. Поэтому мне предложили стать экспертом в этой запутанной истории с убийством в городе N. Задачу поставили такую: по образцам татуировок, которые были на погибшем человеке, определить, является убийство ритуальным или нет.

- Вам уже встречались подобные татуировки?

- Да, я знала о таких изображениях, об их специфике, о том, к какому сообществу, какой субкультуре относится их обладатель. Поскольку история связана с уголовным делом, подробностей об этих татуировках рассказать не могу, за исключением того, что они имели определенную религиозную окраску.

При этом с учетом совокупности признаков убийство нельзя было отнести к числу ритуальных. Судя по всему, человек нанес на тело особые ритуальные знаки, не зная достоверно, что они означают, и, возможно, именно это обстоятельство впоследствии сыграло с ним злую шутку.

Кроме того, изучив портрет погибшего, я сделала его физиогномический анализ, который дал понимание характера, образа жизни этого человека, и, по сути, стал еще одним доказательством того, что имевшиеся татуировки не связаны с ритуальным убийством, что искать нужно совсем в другой области. Как мне сказали, эта информация очень помогла следователям, позволив сузить круг поисков.

- Наверное, они сами не ожидали, что ученый-культуролог из Владивостока поможет продвинуть ход расследования?

- Я не склонна преувеличивать свои заслуги. Следователи работали очень профессионально. Просто все, что они изначально предполагали, все их догадки, гипотезы подтвердила наука в моем лице. Благодаря нашему взаимодействию было раскрыто очень серьезное дело, которое долго лежало без движения, хотя и находилось под контролем столичной прокуратуры.

Для меня это предмет гордости, знак того, что не просто так я защитила свою диссертацию, что мои знания оказались востребованными, нужными в обычной жизни.

- Как оценили ваш вклад в расследование?

- Мне выразили благодарность за помощь.

С ЛИЦА, КАК С ЛИСТА

- В сферу ваших профессиональных интересов входит физиогномика – наука чтения лиц. Читаете на эту тему лекции в университете.

- В Институте сервиса, моды и дизайна ВГУЭС я преподаю такой предмет, как невербальные средства коммуникации, к которым относится и физиогномика. Помимо лекций, проводим со студентами очень много практических физиогномических исследований.

- Зачем студентам физиогномика?

- По большому счету, она всем нужна. Эта наука, которая учит читать человека, как книгу, по лицу. Физиогномика – это выражение нашего характера, нашего внутреннего «я» через внешность. Для тех, кто работает с людьми, особенно важно уметь распознавать в чертах лица особенности личности. Поэтому мы учим наших студентов, будущих специалистов в области сервиса, умению использовать невербальные, то есть неречевые средства связи.

- Неужели, чтобы вычислить характер человека, достаточно взглянуть на его нос или мочку уха?

- Конечно, нет. Каждая часть тела несет определенную информацию, но правильно оценить человека можно лишь по совокупности признаков. Благодаря общей картине просматривается не только характер человека, но и его стиль жизни, социальное поведение.

Физиогномика – необыкновенно увлекательная наука! Это очень интересно - читать людей, их характеры по внешним признакам, что называется, с листа. Конечно, это не так легко и просто, как кажется. К этому нужно готовиться, много учиться, вырабатывать умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы. А потом наступает момент, когда ты чувствуешь, понимаешь, что точно считываешь информацию о человеке по лицу, по мимике.

- Трудно с вами, физиогномистами – насквозь видите. На всякий случай прекращаю трогать свое ухо: вдруг это что-нибудь да значит?!

- Можете не беспокоиться: этот жест говорит, что я затронула ваши эмоции, вам интересна информация, которой я делюсь, но при этом вас отвлекает мысль, как весь этот материал использовать.

- Действительно, уже думаю, как текст писать, а ведь еще про татуировки с их кодами и тайными смыслами не спросила.

ТЫ УЗНАЕШЬ МЕНЯ ПО ТАЙНОМУ ЗНАКУ

- Четыре тысячи лет люди не устают украшать себя татуировками. Непреходящая мода?

- Татуировка - это своего рода паспорт на теле. Татуировки появились еще в те времена, когда не было письменности, и уже тогда они характеризовали человека и давали сигнал обществу, кто этот человек.

Сегодня об этом же говорят все доступные взгляду тату: смотрите, что у меня есть, видите, я какой. Если татуировка сделана в виде рисунка, информация о ее носителе считывается очень легко, на подсознательном уровне. Мы даже не беремся ее как-то обрабатывать, взглянули и все: оповещение сработало, определенный образ сложился.

Другое дело, если тату представляет собой надпись, выполненную сложным для прочтения витиеватым шрифтом, да еще расположенную где-нибудь в незаметном месте, например, за ухом, на внутренней стороне предплечья. Это говорит о том, что человек сделал эту татуировку исключительно для себя и его не заботит, что о нем будут думать окружающие.

Татуировки – это больше, чем мода. Это активный символ, особый индикатор характера человека, его личностных качеств. Татуировку можно рассматривать и как средство воздействия на других людей, и как способ самореализации. Так, многие идут делать тату, потому что определенные рисунки помогают поднять самооценку. Например, парень хочет чувствовать себя сильным, уверенным, и тогда он колет тигра.

В 90-х годах, когда в нашей стране все рушилось, ломалось – экономика, уклад, мышление, резко возрос интерес к татуировкам. Это была возможность как-то проявить себя, показать, что ты что-то значишь в этом новом, не стабильном, не устроенном мире. Татуировки стали частью молодежной субкультуры, потеряв роль символа неблагополучия. До этого татуировки в большинстве своем делали люди, которые находились в местах лишения свободы или в иных закрытых обществах, диктующих определенный стиль поведения.

СТАЛИН, БАБОЧКИ, ЛАТЫНЬ

- Раньше Сталина кололи на грудь, или «не забуду мать родную». А сейчас какие предпочтения у молодежи Владивостока?

- Популярны азиатские мотивы, с использованием иероглифов, что объясняется близким соседством Владивостока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, сильным взаимопроникновением культур.

Распространены невидимые татуировки, которые выполнены белой краской и поэтому не сразу заметны. В сравнении с другими дальневосточными городами, к примеру, Хабаровском, Комсомольском-на Амуре, во Владивостоке почти нет простых татуировок, они более сложные, в них больше творчества, креатива, и они очень разнообразные.

Много встречается татуировок, в которых нет привычных рисунков, а только надписи - какие-то изречения, выполненные в определенных стилях, например, готическом. Надписи делаются на английском, французском языках, на латыни.

- Те, кто выбирает латинские афоризмы, имеют более высокий интеллект?

- Может быть, и есть такая зависимость, не берусь утверждать. Как ученый, вначале я должна провести соответствующие исследования. Но, по большому счету, вряд ли уровень интеллекта влияет на определенный стиль татуировки. Человек может никогда ничего не читать, но где-то услышать фразу, которая его, что называется, зацепит, станет лозунгом, жизненным девизом, и именно ее он захочет использовать в тату, транслируя окружающему миру, что разделяет это высказывание.

- Есть татуировки, вызывающие у вас чувство восхищения?

- Конечно. Таких много. Например, у одной нашей студентки необыкновенно красивая и очень эстетично выполненная татуировка, причем незаметная на первый взгляд, хотя и сделана в цвете. Татуировка очень гармонично ассоциируется с образом девушки, и эта естественная взаимосвязь, эта красота, безусловно, заслуживает восхищения.

- Считается, что чаще всего к татуировкам прибегают молодые люди.

- Когда я проводила исследование, выяснилось, что татуировки очень активно делают и состоявшиеся, взрослые люди. Причем процент женщин выше, чем мужчин.

- У дам в фаворе соблазнительно порхающие бабочки?

- Действительно, это было одним из самых популярных изображений на женском теле. В какой-то момент женщины хотят нанести именно такую татуировку, в уверенности, что это будет смотреться привлекательно, изящно, эротично. Но не все знают, что в некоторых трактовках рисунок бабочки символизирует девушек легкого поведения. Так что восприятие носительницы татуировки может быть неоднозначным, ожидаемого эффекта не получится.

Вообще, татуировки - это очень серьезно. Не могу утверждать, что нанесенный знак может каким-то образом повлиять на Вселенную, но, вне всякого сомнения, он оказывает существенное влияние на психофизиологию человека.

Бывают такие случаи, когда человеку наносят татуировку, а он вдруг начинает болеть, ему плохо, не комфортно, он физически ощущает, как организм буквально отторгает этот рисунок.

- Но ведь мастер делает тату, исходя из пожеланий клиента?

- Дело в том, что изображение может получиться совсем иным, нежели задумал заказчик. Скажем, он хотел видеть тигра на теле, но не уточнил, каким должен быть этот тигр: агрессивным, опасным или же мягким и пушистым, как кошка. В результате информация о себе, которую человек собрался транслировать обществу посредством рисунка, не совпадает с его реальным образом, вносит диссонанс в жизнь.

ГОТЫ И ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

- Какими татуировками заявляют о себе молодежные субкультуры Владивостока?

- Молодежное субкультурное сообщество в нашем городе представлено многими группами, но предметом моего научного исследования стали готы, эмо-киды, байкеры, аниме. В татуировках готов прослеживается стиль средневековой готической Европы с сюжетами готического, вампирского фэнтези с его драконами, феями, черепами, а также изображения с использованием египетской, христианской, кельтской и оккультной символики – кельтских, египетских крестов, котов, летучих мышей. Владивостокские готы любят так называемые тайные татуировки, связанные с белым колдовством, например, Руны, Таро.

Эмо–киды увлечены разноцветными татуировками, которые всегда изящны, красивы, эмоционально содержательны.

Анализ татуировок владивостокских байкеров показал, что они часто используют стили трайбал, традишион, реализм. Популярно изображение черепа с костями, выступающего в роли защитного амулета.

Татуировки представителей аниме – это, конечно, анимешные рисунки, персонажи их любимых фильмов.

Должна сказать, что приверженность к украшательству тела татуировками характерна не только для представителей отдельных молодежных субкультур, но и для представителей старшего поколения. И в этом нет ничего удивительного: татуировка остается одним из древнейших универсальных знаковых средств человека, особым культурным явлением.